Какие бывают баллоны?
Баллоны можно разделить на баллоны для метана (природного газа) и баллоны для сжиженного газа. Разница между типами определяется различными свойствами газа. Природный газ является не сжижаемым. В баллоне он хранится в сжатом состоянии при очень большом давлении – 300 атмосфер. Метановые баллоны часто можно увидеть на грузовых автомобилях – они перевозят кассеты по 8-10 красных цилиндров.
В данной статье поговорим о подборе ГБО, предназначенного для сжиженного нефтяного газа.
Баллоны рассчитаны на рабочее давление в 16 атмосфер. На самом же деле давление внутри редко превышает 10 атмосфер. Величина 10-16 атмосфер – это относительно немного. Достаточно известным примером резервуара со сжиженным газом является обычная пластиковая зажигалка. Благодаря ее прозрачным стенкам можно в подробностях, изблизи рассмотреть, что именно представляет сжиженный газ, который хранится под давлением.
Сбоку монтируют мультиклапан - это арматура для осуществления заправки и выпуска сжиженного нефтяного газа. Кроме этого мультиклапан также выполняет функцию обеспечения безопасности. Он оборудован автоматическим устройством отсечки заправки, если баллон заполнен на 80 – 85%. Принцип работы этого устройства можно понять, заглянув в бочек унитаза, - вместе с уровнем жидкости (газа в нашем случае), поплавок поднимается вверх и запирает подающую газ магистраль, когда она достигает определенного уровня. По какой причине заполнение баллона происходит на 80-85%, объясним ниже. В составе мультиклапана имеются еще два устройства обеспечивающие безопасность. Обратный клапан предотвращает выход газа из баллона в магистраль заправки. Чтобы не получилось как с воздушным шариком в детстве – его надули, а он сразу же сдулся, выпустив струю воздуха обратно. Скоростной клапан – это приспособление, которое предотвращает выход газа из баллона, если система не герметична. К примеру, вы решили срезать путь, и погнали свой автомобиль через лес. Случайным образом об пенек разорвалась газовая магистраль. В этом случае газ не выльется наружу. Выход из баллона будет предотвращен скоростным клапаном.
Сжиженный нефтяной газ одновременно находится в баллоне в двух агрегатных состояниях – газообразном и жидком (паровая и жидкая фаза). Это значит, что газ будет испаряться, пока не наберет рабочее давление – 10-16 атмосфер. Сосуд наполняется газом не полностью в целях безопасности. Если заполнить объём до предела, то при определенных обстоятельствах давление в сосуде, работающим под давлением, может подняться и выше рабочего. В каких же случаях?.. Например, Вы только что заправились и у вас баллон полон газа. Вы открыли багажник, чтобы похвастаться новым оборудованием перед соседями. Они подходят и смотрят… Баллон тем временем нагревается под лучами солнца. Что же случится, если давление поднимется выше рабочего уровня?.. У современных мультиклапанов существует еще одно устройство безопасности – предохранительный клапан. Он стравит излишнее давление в атмосферу за пределы автомобиля. Обращаем ваше внимание: обычно системы безопасности в газовом оборудовании автомобилей дублируются несколько раз.
Баллоны для ГБО традиционно имеют цилиндрическую форму. В этом имеются как свои плюсы, так и минусы. Безусловно, к плюсам можно отнести большую по сравнению с тороидальным баллоном вместительность – зачастую они не уступают по объему бензобаку. А вот минусы – с вместительным и просторным багажником придется распрощаться. Значительную его часть займет ГБО.
Именно поэтому в последнее время все большей популярностью начинают пользоваться торовые баллоны – так называемые “бублики”. Тор удобно устанавливается в нишу, предназначенную для запасного колеса, в багажном отделении машины. Правда, здесь появляется иная сложность: нужно куда-то поместить запасное колесо. Упаковав запаску в чехол, вы можете сохранить объем багажника – она легко убирается в салон, если, например, необходимо перевезти габаритные грузы. К недостаткам тороидального баллона также можно отнести его относительно небольшой объем. Как правило, в нишу авто с размером колеса R14-15 можно установить сосуд объемом 47 литров.
Сосуды для сжиженного нефтяного газа могут быть установлены в различных местах машины: в кузове, в багажном отделении, на раме шасси. Встречаются также варианты нетрадиционной схемы установки и, в частности, на крыше кабины.
Существуют схемы эксплуатации авто с гибридной системой питания. Автомобиль сохраняет полноценную бензиновую систему питания, при этом может работать как на природном, так и на нефтяном газе. В данном случае на машины устанавливаются сосуды для каждого вида газа – для сжатого природного и для сжиженного нефтяного.