ОСАГО. Правовое регулирование
Страхование гражданской ответственности автовладельца – одно из обязательных условий эксплуатации им автомобиля. Такая практика в нашей стране существует почти десять лет. Правовую основу возникающих при этом правоотношений составляет ФЗ т 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Периодически тот или иной новостной портал сообщает об изменениях в этой сфере. Последние поправки в закон вступили в силу 1 января 2012 года. Есть и такие, которые только дожидаются своей очереди. Так, например, с 1 января 2013 года вступят в силу изменения, согласно которым нельзя будет заключить договор ОСАГО без внесения сведений о договоре страхования в специально созданную информационную систему. При этом страховщик должен будет сверить данные этой системы с данными единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.
Возможности сети интернет безграничны. Они позволяют нам оперативно узнать новости спорта, общаться с друзьями и даже учить иностранный язык. Разумеется, подходит она не только для развлечения. Государственные органы, коммерческие и некоммерческие организации все чаще и чаще используют сеть в своей работе, как по собственной инициативе, так и, руководствуясь предписанием закона.
Что касается изменений, вступивших в силу с 1 января 2012 года, то их достаточно много. Так, например, законодатель продлил срок для заключения ОСАГО для лиц, приобретших автомобиль. Ранее, человек должен был это сделать в течение пяти дней с момента возникновения права владения, теперь этот срок увеличен до 10 дней.
Но не все поправки столь приятны страхователю. Всякому автовладельцу следует знать, что с этого года был увеличен список ситуаций, в который страховая компания вправе предъявить регрессные требования к причинившему вред водителю о возмещении произведенной ею выплаты.
В числе прочих теперь это должны будут сделать и те водители, которые не озаботились о своевременном техническом осмотре. Если на момент аварии срок действия талона ТО истек, то страховщик, конечно, выплатит потерпевшим положенные суммы, но затем взыщет их со страхователя.
Ни для кого не секрет, что число автовладельцев увеличивается год от года. Главной причиной тому являются, безусловно, благоприятные экономические новости – растет благосостояние граждан, становится больше машин на дорогах.
А если есть транспорт, значит, будут и аварии с его участием. Стоит ли говорить о важности, значимости и актуальности такого мероприятия, как страхование гражданской ответственности автовладельцев?
Иное дело, что сумма страховки на данный момент далеко не всегда способна покрыть причиненный ущерб, особенно учитывая количество дорогих и очень дорогих авто на дорогах страны.
Напомним, что страховая сумма по одному страховому случаю не превышает 160 тыс. рублей для возмещения вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего, 120 тыс. – в части возмещения вреда имуществу (160 тыс., если вред причине имуществу сразу нескольких лиц).